ОГЛАВЛЕНИЕ
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ................................................................................................. 3
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ .......................................................... 5
2.1 Сроки реализации начального этапа спортивной подготовки и возрастные
границы лиц, проходящих спортивную подготовку, количество лиц, проходящих
спортивную подготовку в группах на начальном этапе спортивной подготовки по
виду спорта «гребля на байдарках и каноэ» ................................................................ 5
2.2 Объем дополнительной образовательной программы на начальном этапе
спортивной подготовки по виду спорта «гребля на байдарках и каноэ» ................. 7
2.3 Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации дополнительной
образовательной программы на начальном этапе спортивной подготовки:............ 7
2.4 Годовой учебно-тренировочный план ................................................................. 12
2.5 План воспитательной работы................................................................................ 15
2.6 План мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и
борьбу с ним на начальном этапе спортивной подготовки по виду спорта «гребля
на байдарках и каноэ» .................................................................................................. 20
2.7 Планы инструкторской и судейской практики ................................................... 22
2.8 Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения
восстановительных средств на начальном этапе спортивной подготовки ............ 23
3 СИСТЕМА КОНТРОЛЯ .............................................................................................. 28
3.1 Требования к результатам прохождения спортивной подготовки
применительно к начальному этапу спортивной подготовки ................................. 28
3.2 Требования к освоению Программы .................................................................... 28
3.3 Оценка результатов освоения Программы .......................................................... 29
3.4 Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки ............................................................................................... 29
4 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ........................................................................................... 31
4.1 Программный материал для учебно-тренировочных занятий на начальном
этапе спортивной подготовки по виду спорта «гребля на байдарках и каноэ» ..... 31
2
4.2 Учебно-тематический план ................................................................................... 36
5 ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО
ОТДЕЛЬНЫМ СПОРТИВНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ ................................................... 39
6 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ........................................................ 40
6.1 Материально-технические условия реализации Программы ............................ 40
6.2 Кадровые условия реализации Программы ......................................................... 43
6.3 Информационно-методические условия реализации Программы .................... 45
6.3.1 Список литературных источников ................................................................. 45
6.3.2 Перечень аудиовизуальных средств .............................................................. 46
6.3.3 Список Интернет-ресурсов, необходимых для использования в работе
лицами, осуществляющими спортивную подготовку, и при прохождении
спортивной подготовки лицам, проходящим спортивную подготовку .............. 47
6.3.4 Коллекции электронных образовательных ресурсов ................................... 47
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Дополнительная
образовательная
программа
спортивной
подготовки
по виду спорта «гребля на байдарках и каноэ» (далее – Программа)
предназначена для организации образовательной деятельности по спортивной
3
подготовке
по
гребле
на
байдарках
и
каноэ
с
учетом
совокупности
минимальных требований к спортивной подготовке, определенных федеральным
стандартом спортивной подготовки по виду спорта «гребля на байдарках и каноэ»,
утвержденным
приказом
Минспорта
России
от
09.11.2022
г.
№
945
(зарегистрирован Минюстом России от 13.12.2022 г. № 71494) (далее – ФССП).
Дополнительная
образовательная
программа
спортивной
подготовки
по виду спорта «гребля на байдарках и каноэ» разработана в соответствии с
требованиями Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2022); Федерального закона от 04.12.2007
г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ред. от
28.12.2022); в соответствии с «Особенностями организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам
спортивной подготовки», утвержденных приказом Минспорта России от 03.08.2022
№ 634 (Зарегистрировано в Минюсте России 26.08.2022 № 69795); примерной
дополнительной образовательной программой по виду спорта «гребля на байдарках
и каноэ», утвержденной приказом Минспорта России от 14.12.2022 г. № 1247.
Цели Программы:
достижение спортивных результатов
на
основе
соблюдения
спортивных и педагогических принципов в учебно-тренировочном процессе в
условиях многолетнего, круглогодичного и поэтапного процесса спортивной
подготовки;
подготовка
спортивного
резерва
в
состав
сборной
команды
Архангельской области и Российской Федерации.
В МБУ ДО СШОР им. Соколова Л.К. организуется работа со спортсменами в
течение календарного года.
Начало учебного года – 1 января.
Тренировочный процесс по гребле на байдарках и каноэ ведется в
соответствии с годовым тренировочным планом, рассчитанным на 52 недели, из
которых
44
недели
тренировочных
занятий
в
условиях
организации,
осуществляющей спортивную подготовку и дополнительно 8 недель работы (в
период отпуска тренера) в форме самостоятельных занятий спортсменов в период
активного отдыха.
4
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
2.1 Сроки реализации начального этапа спортивной подготовки и возрастные
границы лиц, проходящих спортивную подготовку, количество лиц,
проходящих спортивную подготовку в группах на начальном этапе
5
спортивной подготовки по виду спорта «гребля на байдарках и каноэ»
представлены в таблице 1 в соответствии с действующим ФССП:
Таблица 1
Сроки реализации начального этапа спортивной подготовки и возрастные
границы лиц, проходящих спортивную подготовку, количество лиц,
проходящих спортивную подготовку в группах на начальном этапе
спортивной подготовки по виду спорта «гребля на байдарках и каноэ»
Этап спортивной
подготовки
Срок реализации
этапа спортивной
подготовки
(лет)
Этап начальной
подготовки
3
В
основу комплектования
Возрастные
границы лиц,
проходящих
спортивную
подготовку
(лет)
от 9
тренировочных
групп
Наполняемость
(человек)
11-18
положена
система
многолетней подготовки с учетом возрастных закономерностей становления
спортивного мастерства. Многолетняя спортивная подготовка – это единая
система,
обеспечивающая
организационных
форм
преемственность
подготовки
всех
задач,
возрастных
средств,
групп;
методов,
оптимальное
соотношение режимов тренировки, воспитания физических качеств, формирования
двигательных умении и навыков; оптимальное соотношение различных сторон
подготовленности; неуклонный рост объема средств общей и специальной
подготовки, соотношение между которыми постоянно меняется; поступательное
увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок;
строгое соблюдение постепенности в процессе использования тренировочных и
соревновательных нагрузок, одновременное развитие физических качеств на всех
этапах и преимущественное развитие отдельных качеств в возрастные периоды
наиболее благоприятные для этого.
Для зачисления на начальный этап спортивной подготовки лицо, желающее
пройти спортивную подготовку, должно достичь установленного возраста в
календарный год зачисления.
6
Перевод по годам обучения на начальном этапе спортивной подготовки
осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных
показателей.
2.2 Объем дополнительной образовательной программы на начальном этапе
спортивной подготовки по виду спорта «гребля на байдарках и каноэ»
(приложение №2 к федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта
«гребля на байдарках и каноэ»):
Таблица 2
Объем дополнительной образовательной программы на начальном этапе
спортивной подготовки по виду спорта «гребля на байдарках и каноэ»
Этапный норматив
Этап
начальной
подготовки
До года
Количество часов в
неделю
6
Общее количество часов в
год
312
Свыше года
8
416
2.3 Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации дополнительной
образовательной программы на начальном этапе спортивной подготовки:
Основными формами учебно-тренировочной работы являются: групповые
занятия, индивидуальные занятия, участие в соревнованиях различного ранга,
теоретические занятия (в форме бесед, лекций, просмотра и анализа учебных
кинофильмов, видеозаписей, просмотра соревнований), занятия в условиях
спортивного
лагеря,
тренировочного
сбора,
медико-восстановительные
мероприятия, культурно-массовые мероприятия, участие в конкурсах и смотрах.
Спортсмены
соревнований
старших
и
возрастных
могут
групп
привлекаться
к
могут
участвовать
проведению
в
судействе
отдельных
частей
тренировочного занятия в качестве помощника тренера-преподавателя.
Учебно-тренировочные занятия
Таблица 3
Тип
Форма организации
7
Возможные
тренировки
Групповая
Выполняется коллективом спортсменов
согласно строгому или гибкому плану
Индивидуальная
Запрограммированная, выполняется под
руководством тренера
Смешанная
Комбинация разных организационных
форм
преимущества
Командный дух,
эмоциональная
привлекательность,
использование
элементов
соревновательности
и партнерства
Сосредоточение
внимания тренера и
спортсмена на
правильном
выполнении деталей
тренировочных
упражнений/техники
Разнообразие,
возможность
комбинирования
преимуществ
представленных
выше
организационных
форм
Групповые тренировки, как организационная форма, позволяют тренерам
управлять максимальными нагрузками. Данный тип тренировки наиболее часто
используется в программе тренировочных сборов и при так называемой
централизованной подготовке, когда ряд одинаково подготовленных спортсменов
тренируется вместе. Длительная подготовка с использованием исключительно
групповых
тренировочных
занятий
имеет
четкие
психологические
и
нейрофизиологические ограничения. Если спортсмены тренируются с высокой
мотивацией, соревновательным и длительным эмоциональным напряжением, это
может привести к чрезмерному и хроническому возбуждению центральной
нервной системы и, в конечном счете, к эмоциональному истощению. Вот почему
так
важно
найти
гармоничное
сочетание
таких
групповых
(строго
запрограммированных) и других типов тренировочных занятий.
Индивидуальные
тренировки
используются
для
осуществления
как
амбициозных и строго запрограммированных тренировочных программ (таких, как
8
при использовании групповых тренировок, см. выше), так и для более свободной и
менее напряженной подготовки. Индивидуальные тренировочные занятия чаще
используются в индивидуальных дисциплинах, чем в командных видах и
единоборствах
Смешанные тренировки часто используются во многих видах спорта. В
индивидуальных дисциплинах индивидуальная часть тренировки обычно нужна
для совершенствования техники, восстановления и расслабления; в командных
видах и единоборствах индивидуальные части тренировочных занятий обычно
посвящаются кондиционной подготовке, приобретению отдельных технических
навыков и расслаблению.
Учебно-тренировочные
мероприятия
соответствии с действующим ФССС:
9
представлены
в
таблице
4
в
Таблица 4
Учебно-тренировочные мероприятия на начальном этапе спортивной подготовки
по виду спорта «гребля на байдарках и каноэ»
Виды учебнотренировочны
х
мероприятий
Предельная
продолжительн
ость учебнотренировочных
мероприятий
по этапам
спортивной
подготовки
(количество
суток)
(без учета
времени
следования к
месту
проведения
учебнотренировочных
мероприятий и
обратно)
Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к
спортивным соревнованиям
УчебноУчебноУчебноУчебнотренировочн тренировоч тренировоч тренировоч
ые
ные
ные
ные
мероприятия мероприяти мероприяти мероприяти
по
я
я
я
подготовке
по
по
по
к
подготовке подготовке подготовке
международ
к
к другим
к
ным
чемпионата всероссийск официальн
спортивным
м России,
им
ым
соревновани
кубкам
спортивным спортивным
ям
России,
соревнован соревнован
первенства
иям
иям
м России
субъекта
Российской
Федерации
-
-
-
-
Специальные учебно-тренировочные мероприятия
Учебнотренировоч
ные
мероприяти
я по общей
и (или)
специально
й
физической
подготовке
Восстановител
ьные
мероприятия
-
-
Мероприят
Учебноия
тренировочн
для
ые
комплексн мероприяти
ого
я
медицинск
в
ого
каникулярн
обследован ый период
ия
-
До 21 суток
подряд и не
более двух
учебнотренировочн
ого
мероприяти
й в год
Просмотров
ые
учебнотренировоч
ные
мероприяти
я
-
Спортивные соревнования (приложение №4 к федеральному стандарту
спортивной подготовки по виду спорта «гребля на байдарках и каноэ»)
Таблица 5
Объем соревновательной деятельности
Виды спортивных соревнований
Этап и годы спортивной подготовки
Этап начальной подготовки
До года
Свыше года
Контрольные
1
2
Отборочные
-
-
Основные
-
-
Требования к участию в спортивных соревнованиях лиц, проходящих
спортивную подготовку:
- соответствие возраста и пола положению (регламенту) об официальных
спортивных соревнованиях и правилам вида спорта «гребля на байдарках и каноэ»;
- соответствие уровня спортивной квалификации положению (регламенту) об
официальных
спортивных
соревнованиях
согласно
Единой
всероссийской
спортивной классификации и правилам вида спорта «гребля на байдарках и каноэ»;
- выполнение плана спортивной подготовки; - прохождение предварительно
соревновательного отбора;
- наличие соответствующего медицинского заключения о допуске к участию в
спортивных соревнованиях;
- соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых
правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями.
Лица, проходящие спортивную подготовку, и лица ее осуществляющие
направляются организацией, реализующей спортивную подготовку, на спортивные
соревнования в соответствии с планом физкультурных мероприятий и спортивных
мероприятий и положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях и
спортивных мероприятиях
Самостоятельная подготовка по индивидуальным планам, в том числе с
использованием дистанционных технологий
Самостоятельная подготовка может составлять не менее 10 % и не более 20 %
от общего количества часов, предусмотренным годовым учебно-тренировочным
планом МБУ ДО СШОР им. Соколова Л.К.
Работа по индивидуальным планам
Работа
по
индивидуальным
планам
спортивной
подготовки
может
осуществляться на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего
спортивного мастерства, а также на всех этапах спортивной подготовки в период
проведения
учебно-тренировочных
мероприятий
и
участия
спортивных
соревнований.
Расписание учебно-тренировочных занятий утверждается администрацией по
представлению тренера с учетом возрастных особенностей и установленных
санитарно-гигиенических норм.
2.4 Годовой учебно-тренировочный план
Одним из условий реализации дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки является трудоемкость дополнительной образовательной
программы спортивной подготовки (объемы времени на ее реализацию) с
обеспечением непрерывности учебно-тренировочного процесса, а также порядок и
сроки формирования учебно-тренировочных групп.
Дополнительная
образовательная
программа
спортивной
подготовки
рассчитывается на 52 недели в год.
Учебно-тренировочный процесс должен вестись в соответствии с годовым
учебно-тренировочным планом (включая период самостоятельной подготовки по
индивидуальным планам спортивной подготовки для обеспечения непрерывности
учебно-тренировочного процесса).
12
При включении в учебно-тренировочный процесс самостоятельной подготовки,
ее продолжительность составляет не менее 10% и не более 20% от общего количества
часов, предусмотренных годовым учебно-тренировочным планом.
Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия при реализации
дополнительной
образовательной
программы
спортивной
подготовки
устанавливается в часах и не должна превышать на начальном этапе спортивной
подготовки двух часов.
При проведении более одного учебно-тренировочного занятия в один день
суммарная продолжительность занятий не должна составлять более восьми часов.
В часовой объем учебно-тренировочного занятия входят теоретические,
практические,
восстановительные,
медико-биологические
мероприятия,
инструкторская и судейская практика.
Работа
по
индивидуальным
планам
спортивной
подготовки
может
осуществляться на всех этапах спортивной подготовки в период проведения учебнотренировочных мероприятий и участия в соревнованиях.
13
Таблица № 6
Годовой учебно-тренировочный план на начальном этапе спортивной
подготовки по виду спорта «гребля на байдарках и каноэ»
№
п/п
Виды подготовки и иные
мероприятия
Общая физическая
подготовка
2
Специальная физическая
подготовка
3
Участие в спортивных
соревнованиях
4
Техническая подготовка
5
Тактическая подготовка
6
Теоретическая подготовка
7
Психологическая
подготовка
8
Контрольные мероприятия
(тестирование и контроль)
9
Инструкторская практика
10
Судейская практика
11
Медицинские, медикобиологические
мероприятия
12
Восстановительные
мероприятия
Общее количество в год
1
Этап и годы подготовки
Этап начальной подготовки
До года
Свыше года
Недельная нагрузка в часах
6
8
Максимальная продолжительность одного учебнотренировочного занятия
2
2
Наполняемость групп (человек)
11-18
11-18
187
225
14
50
67
-
4
63
2
5
2
100
3
7
2
2
4
1
2
-
2
312
416
2.5 План воспитательной работы
Главной задачей в занятиях с юными спортсменами является воспитание
высоких
моральных
качеств,
преданности
России,
чувства
коллективизма,
дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании
играет непосредственно спортивная деятельность. В процессе тренировочных занятий
у спортсменов воспитывается гуманное отношение к другому человеку, коллективу,
формируется личность спортсмена и межличностные отношения. Дается установка на
тренировочную деятельность через формирование положительной мотивации к
занятиям греблей, прививается устойчивый интерес к систематическим занятиям
спортом, формируется потребность в здоровом образе жизни.
Большое
внимание
в
воспитательной
работе
необходимо
уделять
формированию понятия «спортивная честь», воспитывать смелость и выдержку,
настойчивость и решительность.
Ведущее место в формировании нравственного сознания юных спортсменов
принадлежит методам убеждения и методам поощрения. Убеждение во всех случаях
должно быть доказательным и подкрепляться ссылками на конкретные данные и на
опыт самого занимающегося. Поощрение может быть в виде одобрения, похвалы,
благодарности тренера и коллектива и соответствовать действительным заслугам
спортсмена. Одним из методов воспитания является дисциплинарное взыскание,
выраженное
в
осуждении,
отрицательной
оценке
поступков
и
действий
обучающегося. Виды взысканий разнообразны: замечание, устный выговор, разбор
поступка в спортивном коллективе, отстранение от занятий, соревнований.
Спортивный коллектив является важным фактором нравственного формирования
личности спортсмена. В спортивном коллективе проявляются разнообразные
отношения: спортсмена к своему коллективу, между членами коллектива, между
спортивными соперниками. Воспитание волевых качеств – одна из важнейших задач
в деятельности тренера - преподавателя. Волевые качества формируются в процессе
сознательного преодоления трудностей объективного и субъективного характера.
Основным методом воспитания волевых качеств является метод постепенного
усложнения задач, решаемых в процессе тренировочных занятий и соревнований.
15
Календарный
план
воспитательной
тренерском совете.
16
работе
утверждается
ежегодно
на
Таблица №7
Календарный план воспитательной работы
(приложение №2 к примерной дополнительной образовательной программе спортивной подготовки по виду спорта «гребля на байдарках и каноэ»)
№
Направление работы
п/п
1 Профориентационная деятельность
1.1 Судейская практика
1.2 Инструкторская
практика
2
Мероприятия
Сроки
проведения
Участие в спортивных соревнованиях различного уровня, в рамках В течение года
которых предусмотрено:
- практическое и теоретическое изучение и применение правил вида
спорта и терминологии, принятой в виде спорта;
- приобретение навыков судейства и проведение спортивных
соревнований в качестве помощника спортивного судьи и (или)
помощника секретаря спортивных соревнований;
- приобретение навыков самостоятельного судейства спортивных
соревнований;
- формирование уважительного отношения к решениям спортивных
судей.
Учебно-тренировочные занятия, в рамках которых предусмотрено:
В течение года
- освоение навыков организации и проведения учебно-тренировочных
занятий в качестве помощника тренера-преподавателя, инструктора;
- составление конспекта учебно-тренировочного занятия в соответствии
с поставленной задачей;
- формирование навыков наставничества;
- формирование сознательного отношения к учебно-тренировочному и
соревновательному процессам;
- формирование склонности к педагогической работе.
Здоровьесбережение
2.1 Организация
проведение
и Дни здоровья и спорта, в рамках которых предусмотрено:
В течение года
- формирование знаний и умений в проведении дней здоровья и спорта,
мероприятий,
спортивных
фестивалей
(написание
положений,
требований,
направленных
на регламентов к организации и проведению мероприятий, ведение
формирование здорового протоколов);
образа жизни
- подготовка пропагандистских акций по формированию здорового
образа жизни средствами различных видов спорта.
2.2 Режим питания и отдыха Практическая
деятельность
и
восстановительные
процессы В течение года
обучающихся:
- формирование навыков правильного режима дня с учетом спортивного
режима
(продолжительности
учебно-тренировочного
процесса,
периодов сна, отдыха, восстановительных мероприятий после
тренировки, оптимальное питание, профилактика переутомления и
травм, поддержка физических кондиций, знание способов закаливания и
укрепления иммунитета.
3 Патриотическое воспитание обучающихся
3.1 Теоретическая
подготовка (воспитание
патриотизма,
чувства
ответственности перед
Родиной, гордости за
свой край, свою Родину,
уважение
государственных
символов (герб, флаг,
гимн),
готовность
к
служению Отечеству, его
защите на примере роли,
традиций и развития
вида
спорта
в
современном обществе,
легендарных
спортсменов
в
Беседы, встречи, диспуты, другие мероприятия с приглашением В течение года
именитых спортсменов, тренеров и ветеранов спорта с обучающимися и
иные мероприятия, определяемые организацией, реализующей
дополнительную образовательную программу спортивной подготовки
18
Российской Федерации, в
регионе,
культура
поведения болельщиков
и
спортсменов
на
соревнованиях)
3.2 Практическая подготовка Участие в:
В течение года
(участие
в - физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях, спортивных
физкультурных
соревнованиях, в том числе парадах, церемониях открытия (закрытия),
мероприятиях
и награждения на указанных мероприятиях;
спортивных
- тематических физкультурно-спортивных праздниках, организуемых в
соревнованиях и иных том
числе
организацией,
реализующей
дополнительные
мероприятиях)
образовательные программы спортивной подготовки.
4 Развитие творческого мышления
4.1 Практическая подготовка
(формирование умений и
навыков,
способствующих
достижению спортивных
результатов)
Семинары,
мастер-классы,
показательные
выступления
для В течение года
обучающихся, направленные на:
- формирование умений и навыков, способствующих достижению
спортивных результатов;
- развитие навыков юных спортсменов и их мотивации к формированию
культуры спортивного поведения, воспитания толерантности и
взаимоуважения;
- правомерное поведение болельщиков;
- расширение общего кругозора юных спортсменов.
19
2.6 План мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу
с ним на начальном этапе спортивной подготовки по виду спорта «гребля на
байдарках и каноэ»
Теоретическая часть
В соответствии с ч.2 ст. 34.3 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. №329-ФЗ «О
физической культуры и спорте в Российской Федерации» организации, осуществляющие
спортивную подготовку, обязаны реализовывать меры по предотвращению допинга в
спорте и борьбе с ним, в том числе ежегодно проводить с лицами, проходящими
спортивную подготовку, занятия, на которых до них доводятся сведения о последствиях
допинга в спорте для здоровья спортсменов, об ответственности за нарушение
антидопинговых правил; знакомить лиц, проходящих спортивную подготовку под роспись
с локальными
нормативными актами, связанными с осуществлением спортивной
подготовки, а также с антидопинговыми правилами.
Меры, направленные на предотвращение применения допинга в спорте и борьбе с
ним, включают следующие мероприятия:
- проведение ежегодных семинаров/лекций/уроков/викторин для спортсменов и
персонала спортсменов, а также родительских собраний;
- ежегодное обучение ответственных за антидопинговое обучение в организациях,
осуществляющих спортивную подготовку;
- ежегодная оценка уровня знаний.
Всемирный антидопинговый Кодекс является основополагающим и универсальным
документом, на котором основывается Всемирная антидопинговая программа в спорте.
Антидопинговые правила, как и правила соревнований, являются спортивными правилами,
по которым проводятся соревнования. Спортсмены принимают эти правила как условие
участия в соревнованиях и обязаны их соблюдать.
Допинг определяется как совершение одного или нескольких
нарушений
антидопинговых правил. К нарушениям антидопинговых правил относятся:
1. Наличие запрещенной субстанции, или ее метаболитов, или маркеров в пробе,
взятой у спортсмена.
2.
Использование
или
попытка
субстанции или запрещенного метода.
использования
спортсменом
запрещенной
3. Уклонение, отказ или неявка спортсмена на процедуру сдачи проб.
4.
Нарушение
спортсменом
порядка
предоставления
информации
о
местонахождении.
5. Фальсификация или попытка фальсификации любой составляющей допингконтроля со сторон спортсмена или иного лица.
6. Обладание запрещенной субстанцией или запрещенным методом со стороны
спортсмена или персонала спортсмена.
7. Распространение или попытка распространения любой запрещенной субстанции
или запрещенного метода спортсменом или иным лицом.
8. Назначение или попытка назначения спортсменом или иным лицом любому
спортсмену в соревновательном периоде запрещенной субстанции или запрещенного
метода,
или
назначение
или
попытка
назначения
любому
спортсмену
во
внесоревновательном периоде запрещенной субстанции или запрещенного метода,
запрещенного во внесоревновательный период.
9. Соучастие или попытка соучастия со стороны спортсмена или иного лица.
10. Запрещенное сотрудничество со стороны спортсмена или иного лица.
11. Действия спортсмена или иного лица, направленные на воспрепятствование или
преследование за предоставление информации уполномоченным органом.
В
отношении
спортсмена
действует
«принцип
строгой
ответственности».
Персональной обязанностью каждого спортсмена является недопущение попадания
запрещенной субстанции в его организм, а также неиспользование запрещенного метода.
Всемирное антидопинговое агентство обращает особое внимание на использование
спортсменами пищевых добавок, так как во многих странах правительства не регулируют
соответствующим образом их производство. Это означает, что ингредиенты, входящие в
состав препарата, могут не соответствовать субстанциям, указанным на его упаковке.
21
Таблица №8
План антидопинговых мероприятий
Спортсмены
Вид программы
Тема
Этап начальной
подготовки
Веселые старты
Теоретическое
занятие
«Честная игра»
«Ценности
спорта. Честная
игра»
Проверка
лекарственных
препаратов
(знакомство с
международным
стандартом
«Запрещенный
список»)
Антидопинговая
викторина
Онлайн –
обучение на сайте
РУСАДА
Родительское
собрание
Семинар для
тренеров
«Играй честно»
«Роль родителей
в процессе
формирования
антидопинговой
культуры»
«Виды
нарушений
антидопинговых
правил»
«Роль тренера и
родителей в
процессе
формирования
антидопинговой
культуры»
2.7 Планы инструкторской и судейской практики
22
Ответственный
за проведение
мероприятия
Тренер
Ответственный
за
антидопинговое
обеспечение
Тренер
Ответственный
за
антидопинговое
обеспечение в
регионе
Сроки
проведения
1-2 раза в год
1 раз в год
1 раз в месяц
По
назначению
РУСАДА
Спортсмен
1 раз в год
Тренер
1-2 раза в год
Ответственный
за
антидопинговое
обеспечение в
регионе
1-2 раза в год
РУСАДА
Приобретение навыков судейства и самостоятельного проведения занятий является
обязательным,
начиная
с
тренировочного
этапа
подготовки
(этапа
спортивной
специализации). На этапе начальной подготовки данный раздел носит ознакомительный
характер и не выделен в отдельный раздел подготовки. Инструкторская и судейская
практика проводится с целью получения учащимися опыта инструкторской деятельности и
звания судьи по спорту и последующего привлечения их к тренерской и судейской работе.
Она имеет большое воспитательное значение - у занимающихся вырабатывается
сознательное
отношение
дисциплинированность,
к
тренировочному
занимающиеся
процессу,
приобретают
к
решениям
определенные
судей,
навыки
наставничества.
Навыки организации и проведения занятий и соревнований приобретают на всем
протяжении многолетней подготовки в процессе теоретических занятий и практической
работы в качестве помощника тренера, инструктора, помощника судьи, секретаря,
самостоятельного судейства.
2.8 Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения
восстановительных средств на начальном этапе спортивной подготовки
В связи с тенденцией увеличения соревновательных и тренировочных нагрузок
проблема восстановлений работоспособности приобретает особо важное значение.
Восстановительные мероприятия являются одним из важных звеньев сложной цепочки
тренировочного процесса, ведущей к высоким результатам. Восстановительные средства
делятся на три группы: педагогические, психологические и медико-биологические.
Педагогические средства восстановления включают рационально построенный
тренировочный процесс с учетом ритмов утомления и восстановления спортсменов в
циклах подготовки разной продолжительности (микроциклах, мезоциклах, периодах и др.).
Педагогические средства восстановления включают в себя следующие компоненты:
- рациональное планирование и построение тренировочных нагрузок;
- соответствие нагрузок функциональным возможностям спортсменов;
- соответствие содержания подготовки этапу тренировки, периоду макроцикла и т.д.;
- включение занятий и микроциклов восстановительной направленности;
- двигательные переключения в программах занятий и микроциклов;
- рациональная разминка на занятиях и соревнованиях;
23
- рациональное построение заключительных частей занятий;
- режим жизни и спортивной деятельности;
- условия для тренировки; - условия для отдыха;
- сочетание работы (учебы) с занятиями спортом;
- постоянство времени тренировочных занятий, учебы, работы, отдыха;
- рациональное использование индивидуальных и коллективных форм работы;
- недопущение тренировок и соревнований при наличии заболеваний, острых и
хронических травм;
-
учет
индивидуальных
особенностей
занимающихся.
При
нерационально
построенном тренировочном процессе, другие восстанавливающие средства являются
неэффективными.
Психологические средства восстановления включают:
- аутогенную тренировку; - психорегулирующую тренировку;
- мышечную релаксацию; - внушение в состоянии бодрствования;
- внушенный сон-отдых;
- гипнотическое внушение;
- музыку и светомузыку;
- психологический микроклимат в команде, взаимоотношения с тренером, хорошие
отношения в семье, с друзьями и окружающими;
- положительную эмоциональную насыщенность занятий;
- интересный и разнообразный досуг;
- комфортабельные условия для занятий и отдыха;
- достаточную материальную обеспеченность.
Медико-биологические средства восстановления - рациональное питание. Объем и
направленность тренировочных и соревновательных нагрузок обусловливают потребности
организма спортсмена в пищевых веществах и энергии. Работа гребца характеризуется
интенсивными мышечными усилиями субмаксимальной и большой мощности, с высокой
степенью аэробного и анаэробного метаболизма. Энергетическими субстратами в
основном служат углеводы и жирные кислоты. Поэтому рацион гребца на байдарках и
каноэ должен быть высококалорийным, прежде всего, за счет достаточного количества
углеводов. Подбор пищевых продуктов на отдельные приемы пищи зависит от того, когда
она
принимается
(до
или
после
физической
24
нагрузки).
Рациональное
питание
обеспечивается правильным распределением пищи в течение дня. Физические факторы.
Применение физических факторов основано на их способности неспецифической
стимуляции функциональных систем организма. Наиболее доступны гидропроцедуры.
Эффективность и направленность воздействия гидропроцедур зависит от температуры и
химического состава воды. Кратковременные холодные водные процедуры (вода в ванне
ниже 33°C, душе - ниже 20° С) возбуждают нервную систему, тонизируют мышцы,
повышают тонус сосудов и применяются утром до тренировки или после дневного сна.
Процедуры с теплой водой в ванне и душе (37-38°С) обладают седативным действием,
повышают обмен веществ и применяются после тренировки. Теплые ванны различного
химического состава продолжительностью 10-15 мин. рекомендуется принимать через 3060 мин. после тренировочных занятий или же перед сном. При объемных тренировках
аэробной направленности рекомендуются хвойные (50-60 г хвойно-солевого экстракта на
150 л воды) и морские (2-4 кг морской соли на 150 л воды) ванны. После скоростных
нагрузок хорошее успокаивающее и восстановительное средство - эвкалиптовые ванны
(50-100 мл спиртового экстракта эвкалиптовой настойки на 150 л воды). В практике
спортивной тренировки широкое распространение и авторитет получили суховоздушные
бани - сауны. Пребывание в сауне (при температуре 70° С и относительной влажности 1015%) без предварительной физической нагрузки должно быть не более 30-35 мин, а с
предварительной нагрузкой (тренировка или соревнование) - не более 20-25 мин.
Пребывание в сауне более 10 мин при 90-100°С нежелательно, так как может вызвать
отрицательные сдвиги в функциональном состоянии нервно-мышечного аппарата.
Оптимальное время разового пребывания в сауне может быть определено по частоте
пульса, который не должен повышаться к концу захода на 150-160% по отношению к
исходному. Каждый последующий заход должен быть короче предыдущего. После сауны
спортсмену необходимо отдохнуть не менее 45- 60 мин. В том случае, когда требуется
повысить или как можно быстрее восстановить пониженную работоспособность
(например, перед повторной работой при двухразовых тренировках), целесообразно
применять парную в сочетании с холодными водными процедурами (температура воды
при этом не должна превышать +12...+15°С).
Массаж. Спортивный массаж представляет собой чрезвычайно эффективное
средство борьбы с утомлением, способствует повышению работоспособности. В
зависимости от цели, времени между выступлениями, степени утомления, характера
25
выполненной работы применяется конкретная методика восстановительного массажа. Для
снятия нервно-мышечного напряжения и отрицательных эмоций проводят общий массаж,
используя в основном приемы поглаживания, легкие разминания, потряхивания. Приемы
выполняются в медленном темпе. Массаж должен быть поверхностным. Массаж,
производимый для улучшения кровообращения и окислительно-восстановительных
процессов, должен быть продолжительным, отличаться глубиной воздействия, однако,
быть безболезненным. Основной прием - разминание (до 80% времени). После легких
нагрузок оптимальная продолжительность массажа составляет 5-10 мин, после средних –
10-15 мин, после тяжелых – 15-20 мин, после максимальных – 20-25 мин. При выполнении
массажа необходимы следующие условия:
1. Помещение, в котором проводится массаж, должно быть хорошо проветренным,
светлым, теплым (температура воздуха 22-26° С), при более низкой температуре массаж
можно делать через одежду.
2. Перед массажем необходим теплый душ, после него - не очень горячая ванна или
баня.
3. Руки массажиста должны быть чистыми, ногти коротко подстриженными.
4. Спортсмен должен находиться в таком положении, чтобы мышцы были
расслаблены.
5. Темп проведения приемов массажа равномерный. 6. Растирания используют по
показаниям и при возможности переохлаждения.
7. После массажа необходим отдых 1-2 ч.
Фармакологические средства восстановления и витамины. Фармакологическое
регулирование тренированности спортсменов проводится строго индивидуально, по
конкретным показаниям и направлено на расширение «узких» мест метаболических
циклов
с
использованием
малотоксичных
биологически
активных
соединений,
являющихся нормальными метаболитами или катализаторами реакций биосинтеза. Под их
действием быстрее восполняются пластические и энергетические ресурсы организма,
активизируются ферменты, изменяются соотношения различных реакций метаболизма,
достигается равновесие нервных процессов, ускоряется выведение продуктов катаболизма.
Основные принципы применения фармакологических средств восстановления:
26
1. Фармакологические препараты применяет только врач в соответствии с
конкретными показаниями и состоянием спортсмена. Тренерам категорически запрещается
самостоятельно применять фармакологические препараты.
2.
Необходима
предварительная
проверка
индивидуальной
переносимости
препарата.
3. Продолжительное непрерывное применение препарата приводит к привыканию
организма к данному лекарственному средству, что, обусловливает необходимость
увеличения его дозы для достижения желаемого эффекта, угнетает естественное течение
восстановительных процессов, снижает тренирующий эффект нагрузки.
4. При адекватном течении восстановительных процессов нецелесообразно путем
введения каких-либо веществ вмешиваться в естественное течение обменных реакций
организма.
5. Недопустимо использование фармакологических средств восстановления (кроме
витаминов и препаратов, назначенных врачом для лечения) в пубертатный период
развития
организма
используются
юного
спортсмена.
поливитаминные
оптимальных сочетаниях.
Для
комплексы,
Высокие
устранения
содержащие
тренировочные и
витаминного
основные
дефицита
витамины
в
соревновательные нагрузки
сопровождаются угнетением иммунологической реактивности организма. Этот феномен
объясняет
снижение
сопротивляемости
организма
спортсмена
к
простудным
и
инфекционным заболеваниям при достижении максимальной спортивной формы. В этот
период
мероприятия,
эффективность
направленные
остальных
на
повышение
дополнительных
иммунитета,
воздействий,
обусловливают
стимулирующих
восстановительные процессы. Определенное влияние на восстановление и повышение
работоспособности оказывают растения-адаптогены. Они тонизируют нервную систему,
стимулируют обмен веществ, положительно влияют на функционирование ферментных
систем, что стимулирует увеличение физической и психической работоспособности. К
адаптогенам относятся женьшень, золотой корень, маралий корень (левзея), элеутерококк,
китайский лимонник, заманиха и др. Дозировка определяется индивидуально на основании
субъективных ощущений по достижению тонизирующего эффекта.
27
3 СИСТЕМА КОНТРОЛЯ
3.1 Требования к результатам прохождения спортивной подготовки применительно к
начальному этапу спортивной подготовки
Результаты прохождения спортивной подготовки применительно к начальному
этапу спортивной подготовки должны соответствовать целям, поставленным
дополнительной образовательной программой спортивной подготовки.
Требования к результатам прохождения спортивной подготовки на начальном этапе
спортивной подготовки конкретизируются примерной дополнительной образовательной
программой спортивной подготовки и направлены на:
- формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом;
- получение общих теоретических знаний о физической культуре и спорте, в том
числе о виде спорта «гребля на байдарках и каноэ»;
- формирование двигательных умений и навыков, в том числе в виде спорта «гребля
на байдарках и каноэ»;
- повышение уровня физической подготовленности и всестороннее гармоничное
развитие физических качеств;
- укрепление здоровья.
3.2 Требования к освоению Программы
По итогам освоения Программы применительно к начальному этапу спортивной
подготовки лицу, проходящему спортивную подготовку (далее – обучающийся),
необходимо выполнить следующие требования к результатам прохождения Программы, в
том числе, к участию в спортивных соревнованиях:
- изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом;
- повысить уровень физической подготовленности;
- овладеть основами техники вида спорта «гребля на байдарках и каноэ»;
- получить общие знания об антидопинговых правилах;
- соблюдать антидопинговые правила;
- ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки;
28
3.3 Оценка результатов освоения Программы
Оценка результатов освоения Программы сопровождается аттестацией обучающихся,
проводимой организацией, реализующей Программу, на основе разработанных комплексов
контрольных
упражнений,
перечня
тестов
и
(или)
вопросов
по
видам
подготовки, не связанным с физическими нагрузками (далее – тесты), а также с учетом
результатов участия обучающегося в спортивных соревнованиях и достижения им
соответствующего уровня спортивной квалификации.
3.4 Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки
Контрольные
и
контрольно-переводные
нормативы
(испытания)
по
видам
спортивной подготовки представлены в таблице № 9 в соответствии с действующим
ФССП по виду спорта «гребля на байдарках и каноэ».
Таблица № 9
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для
зачисления и перевода на этап начальной подготовки
по виду спорта «гребля на байдарках и каноэ»
№
п/п
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
Норматив до года
Норматив свыше
обучения
года обучения
Упражнения
мальчики
девочки мальчики девочки
1. Нормативы общей физической подготовки
не более
не более
Бег на 30 м
с
6,2
6,4
5,7
6,0
не более
не более
Бег на 1000 м
мин, с
6.10
6.30
не более
не более
Бег на 1500 м
мин, с
8.20
8.55
не менее
не менее
Сгибание и разгибание
количество
рук в упоре лежа на полу
раз
10
5
13
7
Наклон вперед из
не менее
не менее
положения стоя на
см
гимнастической скамье
+2
+3
+3
+4
(от уровня скамьи)
не более
не более
Челночный бег 3х10 м
с
9,6
9,9
9,0
9,4
Прыжок в длину с места
см
не менее
не менее
Единица
измерения
29
2.1.
2.2.
2.3.
толчком двумя ногами
130
120
2. Нормативы специальной физической подготовки
Плавание 25 м
мин, с
без учета времени
не менее
количество
Приседания (за 15 с)
раз
12
10
Исходное положение –
не менее
лежа на спине. Ноги
согнуты в коленях на
ширине плеч, руки
количество
согнуты и сжаты в замок
раз
10
10
за головой. Подъем
туловища до касания
бедер с возвратом в
исходное положение
30
150
135
без учета времени
не менее
14
12
не менее
12
12
4 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
4.1 Программный материал для учебно-тренировочных занятий на начальном этапе
спортивной подготовки по виду спорта «гребля на байдарках и каноэ»
В основу планирования годичного тренировочного цикла положено одноциклевое
планирование.
Переходный период. Примерные сроки периода – сентябрь
Основные
цели
подготовки:
создание
благоприятных
предпосылок
для
тренировочной работы в периодах базовой и специальной подготовки.
Содержание работы: мероприятия по активному отдыху с использованием ОФП.
Подготовительный период. Примерные сроки периода: октябрь - апрель.
Основные цели подготовки: содействие гармоничному физическому развитию,
повышение уровня двигательной активности, создание базы общей физической подготовки
для эффективного обучения на открытой воде, укрепления здоровья.
Основные
физических
задачи
качеств,
подготовки:
повышения
комплектование
уровня
мотивации
групп,
к
развитие
занятиям
основных
и
уровня
общефункциональной подготовленности, ознакомление с основами техники гребли,
создание представления о режиме тренировки гребца. Содержание работы: набор,
комплектование и доукомплектование группы, медосмотр и прием нормативов по
плаванию, общая физическая подготовка, изучение основ техники гребли в гребном
бассейне, на тренажерных устройствах, аппаратах, прием контрольных нормативов по
физической подготовленности и приемно-переводным нормативам.
Соревновательный период. Примерные сроки периода - май - август
Основные цели подготовки: успешное завершение первоначальной специальной
подготовки, выбор вида гребли.
Основные задачи: стабилизация состава группы, овладение основами техники
гребли на воде, формирование специфических ощущений, содействие гармоничному
физическому развитию, подготовка к участию в соревнованиях по ОФП, развитие
специальной выносливости, подготовка к сдаче переводных нормативов.
Содержание работы: доукомплектование групп, общая физическая подготовка,
изучение техники гребли в лодке (гребка в целом, его элементов, темпа и ритма гребли,
31
.управление лодкой); проведение соревнований по ОФП и СФП, сдача контрольнопереводных нормативов.
Содержание теоретической подготовки
Теоретическая подготовка осуществляется на всех этапах спортивной подготовки и
является необходимым элементом эффективного выполнения всех других разделов.
Основной направленностью теоретической подготовки по виду спорта «гребля на
байдарках и каноэ» на начальном этапе спортивной подготовки является создание
представлений о гребле как виде спорта.
Таблица №10
Содержание теоретической подготовки на начальном этапе спортивной
подготовки по виду спорта «гребля на байдарках и каноэ»
Тема №1
Тема №2
Тема №3
Тема №4
Тема №5
Тема №6
Состояние и развитие ФК и С в России. Состояние и развитие гребли в Архангельской
области. Система проведения соревнований в РФ. География гребного спорта в РФ.
Федерации гребли на байдарках и каноэ.
Выступление Российских спортсменов на Олимпийских играх, Чемпионатах мира и
Европы. Выступление спортсменов школы в соревнованиях.
Правила безопасности проведения занятий по гребле, оказание первой помощи при
несчастных случаях на воде. Правила поведения в лодке гребца. Выбор места для
занятий в зависимости от метеорологических условий и времени года. Перечень
спасательных средств при занятиях и пользование ими. Местные особенности и
правила навигации. Влияние водных потоков от других судов на управляемость каяка.
Особенности навигационной обстановки в месте проведения занятий. Организация и
проведения однодневных и многодневных походов. Правила безопасности в осенний
период. Изучение инструкции по оказанию первой помощи пострадавшим на воде.
Приемы искусственного дыхания.
Спортивный инвентарь, оборудование гребных баз. Общая характеристика гребных
баз. Правила внутреннего распорядка и пользования гребными судами. Правила
хранения спортивного инвентаря. Одежда и обувь гребца. Правила использования
оборудования, инвентаря и их ремонт. Подготовка инвентаря к соревнованиям.
Гребной тренажер, его использование для обучения технике и физической подготовке.
Единая всероссийская спортивная классификация. Правила организации и проведения
соревнований по гребле на байдарках и каноэ. Основные понятия спортивной
классификации. Возрастные группы участников. Правила соревнований: номера вод,
старт, финиш, форма участников. Разрядные требования по гребле на байдарках и
каноэ. Положение о соревнованиях. Нарушения правил. Взыскания и нарушения.
Оформление мест соревнований. Определение результатов соревнований. Порядок
подачи протестов.
Краткие сведения о строении и функциях организма человека, влияние на него
физических упражнений. Краткие сведения о строении и функциях организма
человека. Возрастные особенности детей и подростков. Спортивная тренировка как
32
Тема №7.
Тема №8
Тема №9
Тема
№10
Тема
№11
Тема
№12
Тема
№13
Тема
№14
Тема
№15
процесс совершенствования функций организма человека. Основные требования к
дозировке тренировочной нагрузки в зависимости от возраста, пола, уровня
физической подготовленности спортсмена. Рациональное сочетание работы и отдыха.
Понятия об утомлении и восстановлении энергетических затрат в процессе занятий.
Спортивный режим, гигиена, закаливание. Гигиена и ее задачи. Личная гигиена.
Гигиенические требования к инвентарю и местам занятий. Условия проведения
занятий. Понятие об инфекционных заболеваниях и их распространение. Режим и
питание: общий режим для спортсменов, его содержание и значение. Гигиена питания.
Качественный состав пищи. Калорийность питания и усвояемость пищи. Норма
суточной калорийности и состав рациона при занятиях гребным спортом. Режим
питания, значение режима питания и питьевого режима для спортсменов. Питание в
период соревнований. Регулирование веса спортсменов.
Техника гребли и ее совершенствование. Терминология в гребле на байдарках и каноэ.
Основные понятия о технике. Требования к выполнению основного исходного
положения, схемы гребка, вынос лодки и посадка в нее, сохранение равновесия,
управление лодкой. Основные данные в технике гребли на байдарках и каноэ.
Использование массы тела для продвижения лодки. Зависимость техники и тактики от
общей и специальной физической и волевой подготовки спортсмена. Характеристики
фаз гребка. Распределение и величина усилий в цикле гребка. Связь движений гребца
в циклах гребка. Особенности техники в соревнованиях. Разбор и анализ техники
сильнейших гребцов мира. Техника гребли. Темп гребли и дыхание.
Планирование спортивной тренировки. Физические качества спортсмена.
Классификация спортивных упражнений. Взаимосвязь общей и специальной
физической подготовки спортсмена. Специальная подготовка в лодке. Варианты
уроков по гребле на байдарках и каноэ. Значение разминки в зависимости от
метеоусловий и характера тренировки. Взаимосвязь воздействия физических нагрузок,
восстановительный период после тренировок. Построение микроциклов,
распределение величины и направленности нагрузки в них на разных этапах
годичного цикла подготовки. Развитие специальной выносливости гребца, средства,
критерии их эффективности.
Тактическая подготовка. Создание представлений о тактике прохождения
соревновательной дистанции, значимости старта и финиша.
Психологическая подготовка. Основные методы развития волевых качеств. Влияние
тренировки в усложненных условиях на воспитание волевых качеств. Роль
соревновательного метода в развитии волевых качеств.
Контроль и самоконтроль тренировочного процесса. Наблюдение за весом, сном,
аппетитом, пульсом, дыханием, спирометрией. Правила оказания первой помощи при
спортивных травмах. Профилактика простудных и инфекционных заболеваний.
Показания и противопоказания к занятиям греблей на байдарках и каноэ.
Самоконтроль спортсмена и его значение. Правила самоконтроля. Субъективные
данные самоконтроля, самочувствие, сон, аппетит, настроение, отношение к занятиям.
Общее состояние. Ведение дневника самоконтроля.
Основные средства восстановления работоспособности. Основные средства
восстановления: педагогические; медико-биологические; психологические.
Учет содержания занятий, самочувствия, показателей режима тренировки. Оценка
результатов работы над техникой, тактикой, развитием двигательных качеств.
Допинг в спорте, последствия применения.
33
Содержание технической подготовки
Целью
технической
подготовки
является
формирование
у
занимающихся
двигательного навыка, позволяющего наиболее полно использовать в соревновательной
деятельности возможности их организма. Работа над техникой осуществляется в
следующих направлениях:
- Увеличение амплитуды скручивания туловища.
- Опережающим включением туловища в работу момента захвата и использованием
в этот момент встречного усилия ноги с рабочей стороны от тазобедренного сустава.
- Использование работы ног и разворота таза для увеличения амплитуды и
мощности гребка.
- Использование инерции массы тела для активного выката лодки в безопорном
периоде за счет отталкивания в конце гребка и выведением вперед туловища со стороны
нерабочего борта
- Хлестообразное выведение вперед массы тела в безопорном периоде.
- Удержание весла в положении близком к перпендикулярному по отношению
поверхности воды.
- Оптимальными усилиями и взаимодействием с лодкой в местах контакта с ней.
Фаза гребка. Фаза гребка-занос, начало проводки, проводка, конец проводки и их
характеристики. Краткие сведения о сопротивлении внешней среды движущейся лодке,
глубине погружения весла, разгоне, угле накрытия лопасти, Значение равномерности
движения лодки, беспрерывность движений гребца. Размещение гребцов в лодке.
Распределение усилий в цикле гребка. Ритм и темп гребли. Тактика и тактические
средства. Тактика на старте, на дистанции и на финише. Техника движений гребца в
отдельных фазах гребка. Распределение усилий в цикле гребка. Ритм и темп гребли.
Дыхание. Чередование напряжений и расслаблений в технике гребли. Просмотр учебных
кинофильмов.
Содержание тактической подготовки
34
Тактика - это умение спортсмена использовать все сильные стороны своей
подготовки. В тактической игре, кроме использования своих лучших качеств, важно не
дать соперникам использовать их сильные стороны. Действовать тактически правильно это значит действовать обдуманно, планомерно и уверенно. Создание представление о
тактике прохождения соревновательной дистанции, значимости старта, дистанционных
ускорений и финиша. Ознакомление с основными факторами, обусловливающие
необходимость ведения тактической борьбы на дистанции. Рекомендованы следующие
основные положения тактики соревновательного прохождения дистанции:
- выполнение мощного, кратковременного, эффективного стартового спурта для
расположения в группе лидеров, что обеспечивает гидродинамический более выгодную
позицию (на гладкой поверхности воды лодка испытывает относительно меньшее
гидродинамическое
сопротивление,
чем
при
волнении),
спортсмен
приобретает
психологическое преимущество перед хуже стартовавшими соперниками, создаются
благоприятные условия для дальнейшего ведения гонки;
- своевременный переход на экономичный дистанционный ход, при этом
осуществляется контроль за расположением и поведением соперника, в пределах правил
может использоваться волна, сохраняется резерв возможностей для эффективного
финишного ускорения, которое, как правило, решает исход гонки;
- увеличение мощности гребка с постепенным нарастанием темпа, максимальный
финишный темп должен удерживаться до пересечения створа и обеспечивается
сохранением амплитуды и мощности гребка, в случае острой конкуренции на финише
перед створом выполняется точно рассчитанное выталкивание лодки отбрасыванием
туловища назад и выдвижение ног и таза вперед. Эффективность выполнения стартового
ускорения и особенности техники движений зависят:
- от индивидуальных скоростно-силовых возможностей спортсмена;
- от состояния нервно-мышечного аппарата спортсмена и систем энергообеспечения,
подготовленного
предшествующей
разминкой
и
психологической
настройкой
на
предстоящую гонку; - от поведения спортсмена или экипажа на старте.
Предсоревновательная разминка должна обеспечить оптимальную готовность всех
функций организма к предстоящей борьбе. Она должна быть подготовлена и продумана в
мельчайших деталях с учетом любых погодных условий и соревновательных ситуаций.
Психологическая настройка должна включать мысленное «прохождение» дистанции:
35
представление ритма и темпа стартовых гребков, дистанционного хода и финишного
ускорения. В итоге психологической настройки должно быть сформировано состояние
психической готовности к предстоящей гонке.
Рекомендации по организации психологической подготовки
В круглогодичном цикле подготовки должны быть сделаны следующие акценты при
распределении объектов психолого-педагогических воздействий: В подготовительном
периоде выделяются средства и методы психолого-педагогических воздействий, связанные
с морально-психологическим просвещением спортсменов, развитием их спортивного
интеллекта, разъяснением цели и задач участия в соревнованиях. Содержанием общей
психологической
подготовки
к
соревнованиям,
развитием
волевых
качеств
и
специализированных черт восприятия, оптимизацией межличностных отношений и
сенсомоторным совершенствованием общей психологической подготовленности.
В соревновательном периоде упор делается на совершенствовании эмоциональной
устойчивости, свойствах внимания, достижении специальной психологической готовности
к выступлению и мобилизационной готовности к соревнованиям.
В переходном периоде используются преимущественно средства и методы
нервнопсихологического
восстановления
спортсменов.
В
течении
всех
периодов
подготовки применяются методы, способствующие совершенствованию моральных черт
характера и приемов психологической регуляции спортсменов. В соревновательный
период в ходе психологической подготовки к конкретным соревнованиям формируется
специальная (предсоревновательная) психологическая готовность спортсмена перед
выступлением, характеризующаяся уверенностью в своих илах, стремление к успеху
оптимальным
уровнем
эмоционального
возбуждения,
устойчивостью
к
влиянию
внутренних и внешних помех, способностью управлять своими действиями, эмоциями и
поведением, умением немедленно и эффективно выполнять во время выступления
действия, необходимые для успеха.
4.2 Учебно-тематический план
36
Учебно-тематический план этапа начальной подготовки представлен в таблице №11
в соответствии с приложением №4 к Примерной программе.
Таблица №11
Учебно-тематический план этапа начальной подготовки
по виду спорта «гребля на байдарках и каноэ»
Этап
спортивной
подготовки
Этап начальной
подготовки
Темы по
теоретической
подготовке
Объем
времени в
год
(минут)
Сроки
проведения
Краткое содержание
Всего на этапе
начальной
подготовки до
одного года
обучения/свыше
одного года
обучения:
≈ 120/180
История
возникновения
спорта и его
развитие
≈ 13/20
сентябрь
Зарождение и развитие вида
спорта. Автобиографии
выдающихся спортсменов.
Чемпионы и призеры
Олимпийских игр.
Физическая
культура –
важное средство
физического
развития и
укрепления
здоровья
человека
≈ 13/20
октябрь
Понятие о физической
культуре и спорте. Формы
физической культуры.
Физическая культура как
средство воспитания
трудолюбия,
организованности, воли,
нравственных качеств и
жизненно важных умений и
навыков.
Гигиенические
основы
физической
культуры и
спорта, гигиена
обучающихся на
занятиях
физической
культурой и
спортом
≈ 13/20
ноябрь
Понятие о гигиене и
санитарии. Уход за телом,
полостью рта и зубами.
Гигиенические требования к
одежде и обуви. Соблюдение
гигиены на спортивных
объектах.
Закаливание
организма
≈ 13/20
декабрь
Знания и основные правила
закаливания. Закаливание
воздухом, водой, солнцем.
Закаливание на занятиях
37
физической культурой и
спортом.
Самоконтроль в
процессе
занятий
физической
культурой и
спортом
≈ 13/20
январь
Ознакомление с понятием о
самоконтроле при занятиях
физической культурой и
спортом. Дневник
самоконтроля. Его формы и
содержание. Понятие о
травматизме.
Теоретические
основы
обучения
базовым
элементам
техники и
тактики вида
спорта
≈ 13/20
май
Понятие о технических
элементах вида спорта.
Теоретические знания по
технике их выполнения.
Теоретические
основы
судейства.
Правила вида
спорта
≈ 14/20
июнь
Понятийность.
Классификация спортивных
соревнований. Команды
(жесты) спортивных судей.
Положение о спортивном
соревновании.
Организационная работа по
подготовке спортивных
соревнований. Состав и
обязанности спортивных
судейских бригад.
Обязанности и права
участников спортивных
соревнований. Система
зачета в спортивных
соревнованиях по виду
спорта
Режим дня и
питание
обучающихся.
≈ 14/20
август
Расписание учебнотренировочного и учебного
процесса. Роль питания в
жизнедеятельности.
Рациональное,
сбалансированное питание.
Оборудование и
спортивный
инвентарь по
виду спорта.
≈ 14/20
ноябрь/май
Правила эксплуатации и
безопасного использования
оборудования и спортивного
инвентаря.
38
5 ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО
ОТДЕЛЬНЫМ СПОРТИВНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ
Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным
дисциплинам
вида
спорта
«гребля
на
байдарках
и
каноэ»
основаны
на особенностях вида спорта «гребля на байдарках и каноэ» и его спортивных дисциплин.
Реализация
дополнительных
образовательных
программ
спортивной
подготовки
проводится с учетом этапа спортивной подготовки и спортивных дисциплин вида спорта
«гребля на байдарках и каноэ», по которым осуществляется спортивная подготовка.
Для зачисления на этап спортивной подготовки лицо, желающее пройти спортивную
подготовку, должно достичь установленного возраста в календарный год зачисления на
соответствующий этап спортивной подготовки. Возраст обучающихся на этапах
совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства не
ограничивается при условии вхождения их в список кандидатов в спортивную сборную
команду субъекта Российской Федерации по виду спорта «гребля на байдарках и каноэ»
и участия в официальных спортивных соревнованиях по виду спорта «гребля на байдарках
и каноэ» не ниже всероссийского уровня.
В зависимости от условий и организации учебно-тренировочных занятий,
а также условий проведения спортивных соревнований подготовка обучающихся
осуществляется
на
основе
обязательного
соблюдения
требований
безопасности,
учитывающих особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным
дисциплинам вида спорта «гребля на байдарках каноэ».
39
6 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
6.1 Материально-технические условия реализации Программы
Требования к материально-техническим условиям реализации этапов спортивной
подготовки предусматривают (в том числе на основании договоров, заключенных в
соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, существенным
условием
которых
является
право
пользования
соответствующей
материально-
технической базой и (или) объектом инфраструктуры):
наличие канала для гребли и (или) участка реки (водоем), оборудованного для
занятий видом спорта «гребля на байдарках и каноэ»;
наличие помещения для ремонта спортивного инвентаря;
наличие тренировочного спортивного зала;
наличие тренажерного зала;
наличие раздевалок, душевых;
наличие медицинского пункта, оборудованного в соответствии с приказом
Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н «Об утверждении порядка организации оказания
медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том
числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных
мероприятий),
включая порядок медицинского осмотра
лиц, желающих пройти
спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и
(или)
выполнить
нормативы
испытаний
(тестов)
Всероссийского
физкультурно-
спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм медицинских
заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях»
(зарегистрирован Минюстом России 03.12.2020, регистрационный № 61238);
обеспечение
оборудованием
и
спортивным
инвентарем,
необходимыми
для прохождения спортивной подготовки;
обеспечение спортивной экипировкой;
обеспечение обучающихся проездом к месту проведения спортивных мероприятий и
обратно;
40
обеспечение обучающихся питанием и проживанием в период проведения
спортивных мероприятий;
медицинское
обеспечение
обучающихся,
в
том
числе
организацию
систематического медицинского контроля.
Таблица №12
Обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми
для прохождения спортивной подготовки
(приложение №10 к ФССП)
№
Наименование оборудования
Единица
Количество
п/п
и спортивного инвентаря
измерения
изделий
штук
1
2.
Бинокль морской (семикратный или более кратный,
объектив 50 мм и выше)
Гимнастическая стенка
штук
4
3.
Козлы для укладки лодок
штук
10
4.
Гантели массивные (от 0,5 до 5 кг)
комплект
3
5.
Гантели переменной массы (от 3 до 12 кг)
комплект
2
6.
Конус тренировочный
штук
20
7.
Круг спасательный
штук
2
8.
Мотор лодочный подвесной
штук
1
9.
штук
1
10.
Моторная лодка (катер) для проведения тренировок и
соревнований
Мяч баскетбольный
штук
2
11.
Мяч набивной (медицинбол) (от 1 до 5 кг)
комплект
3
12.
Мяч футбольный
штук
2
13.
Причальный плот 10x4 м
штук
1
14.
Прицеп (конструкция) для перевозки лодок
штук
1
15.
Рация
комплект
2
16.
Секундомер
штук
2
17.
Скамейка гимнастическая
штук
4
18.
Спасательный жилет
штук
11
19.
Спасательный трос («Конец Александрова»
25 метров)
Стойка для штанги
штук
1
штук
3
Транспортное средство для перевозки оборудования и
инвентаря
штук
1
1.
20.
21.
41
Тренажер для тяги штанги
штук
3
штук
4
24.
Турник-брусья-пресс (гимнастический) навесной на
гимнастическую стенку
Фартук для байдарки
штук
10
25.
Штанга тяжелоатлетическая тренировочная
комплект
3
26.
Электромегафон
штук
1
27.
Для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании аббревиатуру:
«К-1», «К-2», «К-4»
Байдарка одиночка
штук
11
28.
Байдарка двойка
штук
2
29.
Байдарка четверка
штук
1
30.
Весло для гребли на байдарке
штук
20
31.
Гребной эргометр (гребной тренажер)
штук
6
32.
Для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании аббревиатуру:
«С-1», «С-2», «С-4»
Весло для гребли на каноэ
штук
20
33.
Гребной эргометр (гребной тренажер)
штук
4
34.
Каноэ двойка
штук
2
35.
Каноэ четверка
штук
1
36.
Каноэ одиночка
штук
11
37.
Подушка под колено для гребли для каноэ
штук
11
38.
Для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании аббревиатуру:
«Д-10», «Д-20»
Весло для лодки класса «Дракон»
штук
48
39.
Лодка класса «Д-10»
штук
2
40.
Лодка класса «Д-20»
штук
2
41.
Для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании слово
и словосочетание: «кануполо», «фристайл на бурной воде»
Весла для фристайла на бурной воде
штук
12
42.
Весло канупольное
штук
12
43.
Ворота канупольные
штук
2
44.
Игровая площадка 35x23 м
штук
1
45.
Каяк для кануполо
штук
12
46.
Каяк для фристайла на бурной воде
штук
12
Мяч канупольный или для водного поло (размер 4,
длина окружности не менее 65 см и не более 67 см)
Мяч канупольный или для водного поло (размер 5,
длина окружности не меньше 68 см и не больше 71 см)
штук
6
штук
6
22.
23.
47.
48.
42
49.
Свисток судейский
штук
2
Таблица №13
Обеспечение спортивной экипировкой
(приложение №11 к ФССП)
Количество
изделий
Для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании слово «кануполо» и
словосочетание «фристайл на бурной воде»
штук
12
Шлем (каска) для гребли
Наименование спортивной экипировки
Единица измерения
6.2 Кадровые условия реализации Программы
Для проведения учебно-тренировочных занятий и участия в официальных
спортивных
соревнования
на
учебно-тренировочном
этапе
(этапе
спортивной
специализации), этапах совершенствования спортивного мастерства, кроме основного
тренера-преподавателя,
допускается
привлечение
тренера-преподавателя
по
видам
спортивной подготовки, с учетом специфики вида спорта «гребля на байдарках и каноэ», а
также на всех этапах спортивной подготовки привлечение иных специалистов (при
условии их одновременной работы с обучающимися).
Для подготовки спортивного инвентаря и спортивной экипировки к учебнотренировочным
занятиям
и
спортивным
соревнованиям,
обслуживания
техники,
оборудования и спортивных сооружений, необходимых для осуществления спортивной
подготовки в организациях, реализующих дополнительные образовательные программы
спортивной подготовки, на всех этапах спортивной подготовки допускается привлечение
соответствующих специалистов.
Уровень квалификации тренеров-преподавателей и иных работников Организации.
Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку, должен
соответствовать требованиям, установленным профессиональным стандартом «Тренерпреподаватель», утвержденным приказом
Минтруда
43
России от 24.12.2020 № 952н
(зарегистрирован
Минюстом
России
25.01.2021,
регистрационный
№
62203),
профессиональным стандартом «Тренер», утвержденным приказом Минтруда России от
28.03.2019 № 191н (зарегистрирован Минюстом России 25.04.2019, регистрационный
№ 54519), профессиональным стандартом «Специалист по инструкторской и методической
работе в области физической культуры и спорта», утвержденным приказом Минтруда
России от 21.04.2022 № 237н (зарегистрирован Минюстом России 26.09.2014,
регистрационный № 34135), профессиональным стандартом
«Специалист
по
обслуживанию и ремонту спортивного инвентаря и оборудования», утвержденным
приказом Минтруда России от 28.03.2019 № 192н (зарегистрирован Минюстом России
23.04.2019, регистрационный № 54475) или Единым квалификационным справочником
должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта»,
утвержденным
приказом
Минздравсоцразвития
России
от
15.08.2011
№
916н
(зарегистрирован Минюстом России 14.10.2011, регистрационный № 22054).
Непрерывность
профессионального
развития
тренеров-преподавателей
Организации.
Непрерывное образование обеспечивает развитие педагогического работника, его
интеллектуальных, нравственных и профессиональных качеств при условии осознания им
своей общественной значимости, высокой личной ответственности, познавательной
активности, постоянного объективного самоанализа и систематической работы по
самоусовершенствованию.
44
6.3 Информационно-методические условия реализации Программы
6.3.1 Список литературных источников
1
Беленков А. Б., Воронков А. Б. Силовая подготовка гребца // Гребной спорт в
России. 2000. - № 3.
2
Васильев В.С. Обучение детей плаванию. - М.: ФиС, 1989. -96 с.
3
Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. – М.: ФиС, 1977.
4
Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. – М.:
Физкультура и спорт, 1980. – 136 с, ил.— (Наука — спорту).
5
Гребной спорт: Учебник для ИФК/ под ред. Чупруна – М.: ФиС, 1999г.
6
Грести
в
России.
Ассоциация
любителей
гребного
спорта.
М.:
Достоинство,2014г.
7
Гуревич И. А. Круговая тренировка при развитии физических качеств/ И. А.
Гуревич. – Минск.: Высшая школа, 1985, 256 с.
8
Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. - М.: ФиС, 1981.
9
Единая всероссийская спортивная классификация.
10
Зеленин Л.А. Сопряженное формирование способности к равновесию
посредством тренажерного комплекса при обучении юных спортсменов - каноистов.
ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и
туризма». 2014.
11
Зуев В.Н.Управление системой спортивного соревнования. – Тюмень: Вектор
Бук, 2001, 398с.
12
Иссурин В.Б. Биомеханика гребли на байдарках и каноэ / Под ред.
Зациорского В.М. - М.: ФиС, 1986.
13
Иссурин В.Б., Крячко А.В. Новое в методике рациональной техники движений
юных гребцов-байдарочников (методические рекомендации). – Краснодар: Госкоспорт
РСФР, Краснодарский государственный институт.
14
Козлов Р.А. Организация спортивной деятельности в детско-юношеской
спортивной школе: Методические рекомендации / Р.А. Козлов. – Магнитогорск: МаГУ,
2004, 30 с.
45
15
Коробков А. В. Физическое воспитание / В.А. Головин, В.А. Масляков. – М.:
Высш. школа, 1983, 105 с.
16
Куликов Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация,
здоровье / Л. М. Куликов. – М.: Физкультура, образование и наука, 1995, 395 с.
17
Лисовский А.Ф. Теория и практика физической культуры №11 – М., 2005, 31-
18
Матвеев Л. П. Теория и методика физического воспитания / Л. П. Матвеев. –
34 с.
М.: Физкультура и спорт, 1991, 102 с.
19
Оценка физического развития, функционального состояния и самоконтроль.
С.М.Клешнёв. М.: Советский спорт, 2004г.
20
Познай себя, или ключ к резервам психики. А.В. Алексеев. М.: Феникс, 2004г.
21
Правила соревнований по гребле на байдарках и каноэ, 2015г.
22
Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮСШОР и
ШВСМ. Гребля на байдарке и каноэ. Составители: В.Ф.Каверин. М.2004г.
23
Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте / А. Ц. Пуни
– М.: Физическая культура и спорт, 1969. – 34 с.
24
Твой олимпийский учебник. НОК. М.: Советский спорт, 2007г.
25
Теория и методика физического воспитания: В 2т. Учебник для институтов и
физкультуры/под общей редакцией Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. – М.: ФиС., 2001
26
Теория периодизации подготовки спортсменов. В.Платонов, журнал «Наука в
олимпийском спорте» № 5, 2011г.
27
Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в
Российской Федерации на 2016- 2020 годы»
28
Филин В.П., Фомин И.А. Основы юношеского спорта. - М.: ФиС, 1980.
29
Через океаны и века на вёслах. В. Рогожин. Псков, 2006г.
6.3.2 Перечень аудиовизуальных средств
1
Технологии спорта. Гребля на байдарках и каноэ (электронный адрес:
2.russia.tv/video/show/brand_id/3885/episode_id/96896)
46
6.3.3 Список Интернет-ресурсов, необходимых для использования в работе лицами,
осуществляющими спортивную подготовку, и при прохождении спортивной
подготовки лицам, проходящим спортивную подготовку
1
Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации
(Электронный ресурс). – Режим доступа http://www.minsport.gov.ru.
2
Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
3
Официальный сайт Всероссийская федерация гребли на байдарках и каноэ.
(Электронный ресурс). Режим доступа http://www.kayak-canoe.ru
4
Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту.
(Электронный ресурс). Режим доступа http://lib.sportedu.ru
5
Энерготерапия в спорте. В.Ф. Хрусталёв.(Электронный ресурс).Режим
доступа http://iski.nm.ru/publish/Lib 0002.htm
6
физического
Основы
физической
воспитания
подготовки
(Электронный
спортсмена.
Педагогические
основы
Режим
доступа
ресурс).
http://www.fizkulturaisport.ru
6.3.4 Коллекции электронных образовательных ресурсов
1 «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
2 «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://schoolcollektion.edu/ru
3 «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
47